Мастер-классы гуру дизайна

23 года наш институт готовит дизайнеров. Первыми в Уральском регионе начали подготовку специалистов по эксклюзивной (тогда) специальности. Сейчас и в названии института: Международный Институт Дизайна и Сервиса – отражено это направление подготовки.

Много нового и интересного ждет студентов-дизайнеров. Кафедру дизайна МИДиС возглавала  Элина Михайловна Андросова, Президент  Межрегионального объединения домов моды  (г. Москва), кандидат  культурологии, доцент, дизайнер, стилист, член Союза дизайнеров, Союза художников России эксперт российского информационного агентства РИА МОДА, председатель Совета профессионалов Национального приза в области авторской моды.

В 1997-2008 г.г. Элина Михайловна уже возглавляла кафедру дизайна костюма Челябинского гуманитарного института (так в те годы назывался МИДиС). Под ее руководством и формировалась образовательная концепция подготовки дизайнеров костюма, название института стало известно в мире моды, появился музей Истории моды.

 А сегодня и завтра студенты прослушают лекции:

 «Роль дизайна на современном этапе развития общества. Вопросы трансформации пластических искусств  в поле современного дизайна»

 «Основные тренды мира моды 2019. Социум и мода в современном мире»

 - Почему вы стали дизайнером?

- Тут многое совпало. Я очень рано поняла, что строем, как все, ходить не буду. Мне не нравилось повторять заповеди счастливого октябренка, сидеть у костра, распевая песни о Ленине. Кем-то заранее распланированная жизнь, общая дорога к счастью, куда нас массово посылают, - совсем не то, что надо мне. Я интуитивно чувствовала, что мир многограннее, ярче, интереснее.

 А мама, несмотря на тотальный дефицит, стремилась поддержать мою индивидуальность. Даже в школьной форме, которая всех уравнивала, умела найти изюминку: то кружевные фартучки из Москвы привезет, то школьное платьице в плиссировку. В косы она мне заплетала великолепные капроновые ленты с бархатными горохами.

 - Дизайнером может стать любой, умеющий рисовать?

- Дизайн - священное занятие, таинство. Всю культуру, которая была до тебя, надо прочувствовать и потом интерпретировать с индивидуальным видением. Мне больше всего не нравится, когда люди, не имеющие ничего общего с профессией, называют себя дизайнерами. Три месяца на курсы походил и говорит: "Я тоже так могу". Настоящих дизайнеров много быть не может. Это элитарный вид деятельности, который требует отдачи, сомнений, совершенствования - постоянно читать, очень много видеть, сравнивать, падать в бездну, чтобы забыть уже созданное и создавать что-то свое. Дизайн - это еще одна жизнь, параллельная.

- Выбирая профессию, вы знали, на что идете?

-  Не совсем. Часто говорят: "О, костюмчик придумать - легко!". Не бывает простого, но стильного результата. Чем изысканнее, тоньше смотрится вещь, тем больше труда за нею стоит. Многим кажется, что мы легко, как бабочки, порхаем. Но дизайн - это каторжный труд, в котором 90 процентов - бессонные ночи, десятки с нуля переделанных проектов. Но все во благо красоты и людей. Труд дизайнера очень благодарный. Если не любить людей, ничего не получится.

- После института вы с блеском начали карьеру в Новосибирском доме моделей, разработанные вами коллекции одежды отшивались на фабриках, продавались. Не жалеете, что стали педагогом?

- Я была действующим дизайнером и даже в страшном сне не могла представить себя преподавателем. Когда ректор Челябинского гуманитарного института (теперь МИДиС) Татьяна Усынина предложила возглавить кафедру, создала все условия, предоставила полную свободу, я согласилась. Увидела девочек-студенток и поняла, что это мое. Если известны все тонкости профессии и ты переполнен знаниями, их надо передавать. Иначе зачем все это?

- Учить - большая ответственность. Показалось страшно?

- Очень. Не было ни концепции образования, ни учебников по дизайну, ни методических рекомендаций. Все начинали с нуля. Первый раз (1997 год) мы поехали на конкурс в Москву не побеждать. Мы ехали, чтобы решить главный вопрос: правильно учим или нет. Президентом конкурса был Вячеслав Зайцев. Челябинск до этого в "Экзерсисе" не участвовал. Когда мы взяли второе и третье места, москвичи даже не поняли, что произошло, кто мы такие. Два места одному вузу жюри не давало ни разу. При вручении наград Зайцев сказал: "Теперь я точно знаю: в Челябинске мода есть". Я была счастлива.

Очень важная победа завоевана в 2001 году. Мы получили свой первый Гран-при на международном конкурсе в Москве. Коллекцию готовили всей кафедрой, в институте нас ждали с победой. Ответственность колоссальная, если провал - он мой. Поскольку Гран-при был учрежден впервые, никто не знал условий конкурса, критериев оценки. В таких случаях ориентируешься только на свое внутреннее чувство стиля, пытаешься поймать модную струю. Просто идешь ва-банк. Я переживала страшно. Ведь за спиной студенты, которые следуют каждому твоему совету  Гран-при снова достался нам. И в дальнейшем было много побед.

Одна из них - главная национальная премия в области дизайна "Виктория", золотая медаль как лучшему педагогу России. В 2004 году наша  кафедра признана лучшей в стране.  

 - Чему будете учить новое поколение дизайнеров?

 - Профессионализму. Ответственности за результат дизайнерской деятельности.

Умению добиваться отличного результата в проектной деятельности.

Нацеленности на 100-процентную востребованности на современном рынке дизайна.