РБИУ сменил название: интервью с ректором

В начале мая получены официальные документы о смене названия Русско-Британского Института Управления 
на Международный Институт Дизайна и Сервиса (МИДиС). 
С чем это связано и что ждет институт в будущем рассказывает учредитель и ректор
Татьяна Васильевна Усынина.
 

 

- Татьяна Васильевна, с чем связана смена названия института?

- Да, сейчас мы – Международный Институт Дизайна и Сервиса (МИДиС). И все выпускники 2018 года получат дипломы с новым названием института.

Необходимость переименования существовала уже несколько лет. Наш вуз реализует международные программы не только с Великобританией. Уже 14 лет мы выдаем дипломы Зальцбургских туристических школ (Австрия), Академии парикмахерского искусства Pivot Point (глобального бренда со штаб-квартирой в Чикаго, США). А сейчас ведем переговоры о реализации программ с ведущими учебными заведениями Германии и Ирландии по развитию направлений «Разработка компьютерных игр и 3D-моделирование», а также «Дизайн одежды». Поэтому нам стало тесно в рамках РБИУ.

В то же время мы хотим отразить в названии те специализации, которые способствуют известности института в мировом образовательном сообществе: это, в первую очередь, дизайн и сервис.

Решение о смене названия закономерно, оно отражает нашу сущность. Сегодня наш институт знают не только в России, но и в Европе. Эту известность мы получили благодаря международным проектам и многочисленным победам в российских и международных конкурсах. Поэтому решили назвать институт international: мы открыты для будущих перспектив.
 
- Победы института на международном уровне в чемпионатах WorldSkills как-то тоже повлияли?

- Да, конечно, и именно по компетенциям дизайна и сервиса мы достигли вершин!  WorldSkills – это крупнейшее международное движение, цель которого повышение престижа профессий и развитие профессионального образования посредством проведения конкурсов профмастерства в каждой стране и во всем мире.

На европейских и мировых Чемпионатах WorldSkills наш институт и международные эксперты представляют Россию, стали частью международного экспертного сообщества. Студенты показывают блестящие результаты. На EuroSkills – серебро в компетенции «Предпринимательство», бронза по «3D-моделирование для компьютерных игр», медальон за профессионализм по «Администрированию отеля».

Блестящий успех на мировом чемпионате в Абу-Даби в октябре 2017 – в состав российской команды вошли три наши студента и все принесли медали стране: серебро (визуальный мерчендайзинг), 2 медальона (ресторанный сервис, 3D-моделирование для компьютерных игр). Все были на приеме у Президента.

Четыре золотых и серебряная медаль – золотой финал V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» наших студентов. В медальном зачёте мы разделили 2 место с МГТУ им. Баумана, пропустив вперед только МИФИ.  

В 2017 году институт получил статус специализированного центра подготовки Национальной сборной к международным соревнованиям по WorldSkills по компетенциям: «Визуальный мерчендайзинг», «Администрирование отеля», «Ресторанный сервис».

- Несколько лет вуз работает с Великобританией. Что дал опыт сотрудничества с британским вузом?

- Британские методики и подходы к обучению, материальная база, валидированные программы, система оценивания подтолкнули нас одними из первых в стране перейти к проектному обучению в профессиональном образовании. Практическая направленность британских программ дала мощный толчок к развитию. В чем сила британского образования? В фундаментальности, с одной стороны, и практикоориентированности с другой: выполнение реальных бизнес-проектов.

Британцы научили нас быть амбициозными. Когда мы первый раз приехали в Университет Уэльса, удивились, как студенты 1 курса на занятиях проектируют технологические решения для Airbus – ведущего лидера авиастроения. Руководители крупных компаний вовлечены в образовательный процесс, они частые гости в университете. И студенческие проекты принимаются компанией. Эти практические подходы мы и интегрировали в нашу систему обучения. Для нас это тоже стало нормой.

- И вы решили перещеголять британцев и стали сотрудничать с «Аэрофлотом»?

- Да, мы в течение 3 лет выполняли крупные проекты: наши студенты совместно с компанией Sistems разработали платформу развлечений на борту и реализовали краудсорсинговый проект-конкурс «Полет Мысли» по совершенствованию услуг Аэрофлота. Дальше - больше: Сбербанк, Альфа-Банк, MicroSoft, Intec, Первый бит, Золотое яблоко, Aldo Coppola…

- А что в направлении дизайна подсмотрели у британских коллег?

- В Университете Глиндауэр мы увидели, как в одной мастерской студенты разрабатывают дизайн аксессуаров для ZaraHome, в другой - дизайнеры одежды создают коллекции одежды для H&M. Меня лично поразило, что студенты в основном работают в проектных мастерских, творят руками: чеканка, ковка, работа с камнем и металлом.

И мы создали 3 мастерские дизайна, пересмотрели все методики, адаптировали программы, валидировали их (наши программы полностью соответствуют содержанию и качеству британского образования). В течение 4 лет по договору с Университетом Уэльса студенты получали российский и британский дипломы бакалавров по дизайну и менеджменту. Очень эффективна летняя стажировка студентов в Международной летней школе Университета Глиндауэр.

23 года назад мы первыми открыли на Урале специальности по дизайну. Сегодня являемся единственным учебным заведением в регионе, которое  готовит дизайнеров по трем специализациям (среда, костюм, графический) как по программам высшего, так и среднего профессионального образования. А по дизайну костюма мы единственный вуз в регионе, который готовит специалистов высшего образования. Под патронажем историка моды Александра Васильева 13 лет работает «Музей истории моды ХХ века».

- А другие направления в дизайне планируете открыть?

- Да, мы развиваем 2 новых направления: «3D-моделирование для компьютерных игр» и «Визуальный мерчендайзинг».  Первое – очень перспективное направление, которое позволяет выпускникам работать на глобальном рынке компьютерных игр, потребность в таких специалистах возрастает с каждым годом.

- А что такое «Визуальный мерчендайзинг»? Почему это направление сейчас актуально?

- Есть большой спрос на грамотное профессиональное оформление витрин, торговых пространств. Визуальный мерчендайзер помогает компании с помощью дизайна повысить продажи. С этой целью он создает «продающие» витрины, правильно представляет товар на основе психологии, влияния цвета и композиции на принятие решения о покупке товара. Пока в стране никто целенаправленно не готовит таких профессионалов. Мы стали первыми и добились высоких результатов на WorldSkills.  

География зарубежных стажировок наших дизайнеров расширилась: во Франции у Михаила Шемякина, всемирно известного художника и скульптора, в Китае.

- Про дизайн понятно. Но ваша Высшая школа сервиса и туризма не менее известна в мире. Международное сотрудничество продолжается?

-
14 лет назад совместно с Объединением Туристических Школ Зальцбурга и Торгово-промышленной палатой Австрии в нашем институте создана единственная в России европейская отельная школа. Мы переориентировали весь процесс образования на практику. Поэтому наши студенты, будущие управленцы, отлично знают все этапы той работы, которую в дальнейшем будет курировать. К примеру, будущий управляющий отелем проходит стажировку на ресепшн, на кухне, в ресторане и спа-зоне. Специально для этого мы оборудовали у себя учебную кухню на 16 рабочих мест, ресторан, гостиничный номер, турофис. Сегодня наша школа сервиса и туризма стала по-настоящему ведущей в России, к нам обращаются за студентами и выпускниками  лучшие отели мира.

Благодаря этому сотрудничеству наши студенты и выпускники попадают в систему «карьерных лифтов» – развитие внутри компании и работа в разных странах мира. Мы работаем только со всемирно известными сетями. Сегодня наши партнеры – это Hyatt, Radisson, Kempinski, Rixos, Президентская Резиденция в «Завидово». Не преувеличу, если скажу, что между отелями развернулась настоящая борьба за наших студентов, даже ревность определенная присутствует.

По другим направлениям также большой банк партнеров. И это касается не только практики, но и совместных проектов, мастер-классов. И вообще, наше кредо – образование с трудоустройством.

География практики и стажировки студентов широка: Австрия, Греция, Турция, Китай, Королевство Нидерланды, Австралия, Великобритания; в России – Сочи, Москва, Екатеринбург.

А сейчас студенты готовятся работать на Чемпионате мира по футболу. Это большая честь для нашего института! Также поступило предложение по обслуживанию предстоящего саммита ШОС.

Больше 10 лет у нас развивается направление «Сервис в индустрии моды и красоты» совместно с Академией Pivot Point (США). Уникальное образование дает возможность выбирать: стать стилистом и парикмахером, специалистом и управляющим салона или студии красоты, SPA- или фитнес-центра, косметической студии. Выпускники получают российский и американский дипломы, что дает возможность им работать в любой стране мира.   

И главное – мы видим свое развитие в создании и управлении цифровых сервисов.

- Вы имеете в виду IT-специальности?

- Не только. Мы планируем развитие специальностей экономики и управления (Менеджмент, Управление персоналом, Экономика) именно в разрезе создания и управления цифровыми сервисами. Огромные перспективы у направлений Прикладная информатика и Бизнес-информатика. Руководители проектов по созданию и обеспечению цифровых сервисов, взаимодействующие с потребителями, бизнесом, которые умеют анализировать цифровые потребности бизнеса и государства, способные создавать и управлять командой разработчиков, продвигать «продукты», особо востребованы сейчас. Цифровые маркетологи, цифровые менеджеры, цифровые экономисты… В понятие «сервис» мы вкладываем не только обслуживание, но и создание, управление цифровыми сервисами. Это абсолютно новая задача, и над ее решением мы сейчас с большим интересом работаем. 

И очень логично в наш международный институт вписывается направление Лингвистика!

- Новое название – новые горизонты?

Изменив название вуза, мы лишь привели в соответствие форму и содержание.

Мы один из немногих в стране образовательный комплекс, реализующий непрерывное образование: общеобразовательная школа «7 ключей» - колледж - институт. Задачи по развитию этого комплекса амбиционные: сделать его по всем направлениям не просто эксклюзивным, но лучшим в стране. Этому подчинены все усилия и устремления МИДиС.

Совет ректоров Челябинской области впервые вручил частному учебному заведению, нашему институту, спецприз «За вклад в развитие системы образования Челябинской области». Это расцениваю как признание коллег.