Советы профи: Михаил Федосов о дизайне

12 октября в МИДиС графический дизайнер Михаил Федосов (Москва) пообщался со студентами, поговорил UX/UI дизайне, продуктовом дизайне. Михаил работал Арт-директором, Дизайнером интерфейсов в МегаЛабс (МегаФон). Сейчас работает Арт-директором в Наносемантика. Встреча с профи прошла на «ура», на одном дыхании. Студенты разговорились: интересные примеры из жизни, тренды в дизайне и даже генетический алгоритм… 

Александра Секисова, студентка Высшей школы дизайна: "Это было интересно и очень живо, Миша легко общался с публикой. У нас в институте нет дисциплины, посвящённой UX/UI дизайну, но эта тема сейчас очень актуальна и от этого интересна. Поэтому очень круто, что в институт приезжают вести лекции молодые и амбициозные ребята. Мне понравилось, пусть подобных мероприятий будет побольше :)"

Михаил Федосов:

— Михаил, расскажите, как пришли в дизайн?

— Я столкнулся с дизайном, когда нашел программу FlashAnimate, такая старая программа, на Flash, там анимация в основном. Сейчас она называется Adobe Animate. Мне было лет 13, и я скачал пиратскую копию, и меня заслали в деревню Муслюмово на 3 месяца. И там делать было нечего, и я начал на FlashyMax рисовал, в основном это была анимация. 

Потом я где-то нашел 3D Max, меня захватил мир 3D. Причем он такой сложный был. Я всегда обижался на родителей, когда они говорили, что я какой-то фигней занимаюсь… Это было лет в 14-15. Я сделал свою комнату в 3D, сделал какой-то завод, распечатал, всем показывал, никто ничего не понимал, а я от этого кайфовал. Я тогда в Ханты-Мансийске учился.

И PhotoShop я начал изучать для того, чтобы создавать текстуры в 3D. Я все считал, что буду заниматься 3D, буду работать где-то в Pixar. И PhotoShop только этого открыл. Так тяжело мне было с ним… Я рисовал текстуры, пытался бесшовными их сделать. Потом меня затянул PhotoShop

Сайт https://www.deviantart.com/ там простые уроки по фотошопу, я их просто повторял. Себя обрабатывал, знакомых, просто заходил на страничку, видел прикольную фотку. И обрабатывал, а потом скидывал. Это было не прикольно, но мне казалось наоборот. Зато сразу видно прогресс. И очень важно сохранять свои работы, Интернет был очень медленный (56 килобит что ли), поэтому я в текстовом варианте все загружал

Сейчас есть YouTube, там есть куча роликов, возможностей колоссальное количество! Но эти же возможности чуть-чуть обленивают. Но в Интернете можно всему научится. Собственно как я это делал. Я собирался поступать на Дизайн или Информационные технологии, но что конкретно, я не нащупывал… Программирование изучал. И в итоге я поступил на экономиста. Такой период был: 17 лет, переезд, я начал жить один, образ жизни богемный. Фриланс практически во время студенчества не приходилось брать. Но были проекты. Что удивительно, сейчас это тоже работает, но никто так не делает. 

SmallGames.info сейчас тоже существует, я им рисовал логотип и на форуме написал письмо. А в Интернете все тогда было плохо, и с фотошопом было плохо. И мне написал администратор, что-то просил меня еще делать, и мне кидал денежку на WebMoney. Это я еще школьником был. Потом они же предложили мне делать игру, здесь и 3D Max пригодился, там монетки вращались. Выглядело это всё страшно, я не умел рисовать персонажей, и называл это гранж… Игру мы сделали. Сколько-то человек в нее поиграло…

— Как студентам-дизайнерам пополнить портфолио?

В институте я подрабатывал и звукорежиссером, и Дедом Морозом. Постоянную работу я не искал, времени не было, да и портфолио как такового. После института я начал работать через YouDo, это в Москве началось, когда я поступил в магистратуру. Это кстати классный стимул, когда ребенка отправляют куда-то учиться, чтобы начать зарабатывать деньги. И когда ты начинаешь первую денежку зарабатывать, хоть какую (потому что я был готов идти подметать пол в дизайн-компанию, мне казалось, меня заметят…)… Но нет! Самое классное – это брать хоть какие-то дизайн-проекты, не бояться, брать и делать. Сначала нужно HardSkill поизучать программы, достаточно маленького базиса, чтобы уже брать проекты. У тебя просто ставка изначально очень низкая, ты можешь экспериментировать, ночи напролет сидеть и добиться неплохого результата. Да, в начале это демпинг цен: ты понижаешь цены, чтобы у тебя заказывали. Но с этим ничего не сделаешь, если у тебя нет сильного портфолио. Если есть возможность в институте пополнять портфолио, как у вас в МИДиС, я бы всем студентам советовал! Просто у меня такой возможности не было тратить на проект много времени, так, как будто тебе за него 100 тыщ заплатят, сделать его идеальным, «вылизывать» его, не бояться выкладывать его на Behance.

Очень важно не бояться генерировать контент, т.е. любой контент (даже обработать фоточку в Инстаграм – это уже про колористику). Придумайте себе челлендж. Я после Мегафона 1,5 года почти занимался интерфейсами и соскучился по графическому дизайну. Я придумал себе челлендж: каждый день рисовал картинку, и на ней не должно было быть повторяющихся цветов и форм с предыдущего дня. 

Проект с коровами я тоже делал для себя, в шутку, не для кого. Но мне столько людей с него написало, много добавилось, сказали «Очень круто!», звали на работу… Из-за того, что у меня была свобода, он действительно получился прикольный. Я хотел внедрить туда 3D, и я много им не занимался, работал в 3DMAXе, а сейчас на Mace на Cineme, я понимал, что мне это нужно для решения задачи. 

 
Задачи себе можно самому придумать. Я постоянно записываю в записную книжку мысли, бредовые иногда, а иногда они выливаются в проекты. Крутые проекты могут «выстрелить», и одним проектом ты можешь устраиваться на много вакансий. Видят, что мышление классное и реализация классная. Сейчас вот хочу сделать фирменный стиль или айдентику для религий. Есть несколько идей, как это можно сделать: например, светящаяся одежда в темноте – это про христианство. Короче, на молодежный лад переиграть. Т.е. идеи нужно записывать, или просто насматриваться, если идей нет. Советую читать, вводить в Гугл топ-20 Телеграм-каналов и подписываться. Заходишь на Behance – смотришь топовые проекты, как они это сделали, копируешь… Когда ты не копируешь, ты должен понимать, почему ты делаешь не так, как все остальные.

Арт-дирекшн – это уже менеджерское, это тяжело в плане эмоциональном, общение с людьми. После дизайна переключаться на менеджмент немного проблематично. Ты должен поставить себя, как начальника. Всегда страшно, что придет дизайнер, а он будет лучше тебя все делать. От этих фобий нужно избавиться.

Я до сих пор в поисках себя, чем я хочу заниматься… Моушн-дизайн – я визуализировал голосовой интерфейс (как Сири переливается, я придумал смарт-ринг, голосовое кольцо, которое реагирует на звуковые волны и в такт с ними перемещается). 

В интерфейсы переходил, потому что прибыльно, а потом это затягивает. Я в шахматы в детстве играл, в интерфейсах с логикой многое связано, поэтому мне легко это дается. Я понял, что в интерфейсах я очень быстро догоняю какие-то вещи. Это ближе уже к программированию, инженерии. Я не делю людей на гуманитариев и технарей.

— Какие компании делают круто UX?

RedMadRobots, Студия Олега Чувакова, Ogylvi круто делают UX-дизайн (интерфейсы). Яндекс – топ в плане UX. На них стоит ориентироваться. В каких-то моментах они смачно переплевывают Google. Они собрали крутую команду, у них есть Школа дизайна Яндекс. Чтобы на нее попасть, нужно прислать портфолио, резюме. Обязательно стоит посмотреть их трансляции. Они интересные вещи рассказывают.

Очень много хороших UX-дизайнеров в корпорациях, сначала поработают в студиях, а потом приходят в корпорации и там делают продукты. 

В UX ты должен понимать, как это работает, чтобы не сделать нереализуемые вещи. Я бы даже сказал, что это про психологию пользователей.

— Вы просите студентов МИДиС прислать резюме. Для чего?

Мне нужны на работу дизайнеры, но сейчас мне не нужны графические дизайнеры, больше программисты, лингвисты, кто связан с ботами, нейронными сетями. Но часто у меня спрашивают: «Посоветуй дизайнера!» Если бы у меня был дизайнер под рукой, я бы направлял его, работая с ним, как арт-директор. Такое возникает, и если у меня будет пул студентов, и если я увижу, что у ребят хорошее портфолио и они заинтересованы, то почему бы не начать брать заказы, не открыть мини-студию? Для студентов работать на москвичей на удаленке – это прекрасная возможность".