РБИУ (Русско-Британский институт управления)



Ксения Шипулина. Прямая Речь на 10-тилетии отельной школе

Для меня честь быть сегодня с вами в одном из самых лучших институтов. У меня ощущение, что я так из него и не выпустилась, настолько сильны связи. Сегодня я хочу рассказать вам три истории из своей жизни. И все. Ничего особенного. Просто три истории.

Первая история – о выборе.

Все началось еще в начальной школе. Когда наша учительница предложила нам, 3-еклассникам, описать свое будущее, я, не особо задумываясь, написала, что буду менеджером. Хотя вряд ли действительно понимала, что это такое. Интуиция? Но, когда через 4 года случайно узнала о Челябинском гуманитарном институте, как тогда назывался РБИУ, и факультете ресторанного и гостиничного бизнеса, как будто что-то щелкнуло. Никаких других мыслей о будущем уже не возникало. «Если не туда, то мне все равно, на кого учиться. Хоть на электросварщика» - это был мой ультиматум родителям. Я готовилась к учебе в институте, налегала на английский, дополнительно изучала немецкий. А родители копили деньги. Мне кажется, что я тогда уже точно знала, чего хочу от жизни, и понимала, как институт мне в этом поможет. Не было ни страха, ни сомнений. Оглядываясь назад, я понимаю, что это было одно из лучших моих решений. Не было просто и с учебой. Напрягала необходимость приходить в институт по дресс-коду, не давалась математика и экономика. И все-таки мне это нравилось. Нравились спец.предметы, мастер-классы, проекты. Нравилось то, что наши безумные идеи приветствовались, принимались, облагораживались. И многое из того, во что я оказалась вовлеченной, превратилось в дальнейшем в бесценный опыт. Я могу привести не один пример. Так, в крупных отелях существует практика стажировки новых сотрудников на разных позициях. В течение месяца я работала с разными людьми в различных аутлетах. И если бы не опыт организации работы в команде (при подготовке проектов в институте), думаю, мне не удалось бы быстро адаптироваться в незнакомых коллективах. Если бы не изучение программы «Оpera», я не чувствовала бы себя на «рецепшн» как рыба  в воде. Ну и, конечно, иностранный язык. Свободное владение несколькими языками – это возможность установить контакт с гостями, с сотрудниками, с работодателями. Осознание ценности всего этого приходит позже.

Когда учишься, невозможно заглянуть вперед. Но со временем все проясняется. Соединяются какие-то точки, все складывается и все получается. Надо только верить во что-то: в судьбу, в себя. И еще. По-моему, на третьем курсе я натолкнулась в интернете на речь Стива Джобса перед выпускниками Стэнфорда. Сказать, что его выступление меня поразило, значит, ничего не сказать. Он сформулировал то, что я чувствовала, о чем мечтала. И сегодня вы слышите отзвуки той речи.

Моя вторая история — об обретениях и потерях.

Мне повезло — я довольно рано поняла, что люблю делать. Оставалось набираться опыта. И со знаком «плюс» и со знаком «минус».

После первой практики в Австрии я заявила дома: «Теперь я ничего не боюсь!». Отель «Белая лошадь» в Китцбюэле. Там пришлось пережить и «звездный час» на местном телевидении, и испытание процедурой сокращения штатов. Воспринимала все на детском, эмоциональном уровне: от восторгов до истерик. Могла сделать то, чего сейчас ни за что себе не позволю: отказалась выйти к гостям. Это были соотечественники, которые вели себя так, что за них было стыдно. Теперь мне стыдно за свой поступок. Научилась находить общий язык с людьми, которые живут и думают по-другому. Увидела, как важны в работе менеджера ответственность, умение быстро принимать правильное решение, спокойная уверенность. Было у кого поучиться! Ну и по максимуму использовала возможность попутешествовать: Австрия, Германия, Италия, Швейцария. Романтика приключений.

Вторая практика – Нидерланды. Давило чувство ответственности - мы были первыми. Чему научилась:

Во-первых, свою работу должен выполнить сам и качественно. Никто не будет за тебя доделывать или исправлять твои «косяки». Нянек нет. Удивила неспешность голландцев: они целый день выполняли работу, которую мы могли сделать за пару часов.

Во-вторых, если работаешь в интернациональной команде, разговаривать нужно только на понятном для всех языке. Иное расценивается как некоммуникабельность.

И последнее, пригодился опыт, полученный на нашей кухне и собственные кулинарные способности, т.к. пришлось не только принимать от гостей заказы, но и самим готовить.

Третья практика – новый опыт. Австрия. Батхофгастайн. Уже не отель, а семейный ресторан. Почти домашняя обстановка, уют, доброжелательность. И хозяева, и гости (они, как правило, постоянные) - практически члены одной семьи. Отсюда органическая необходимость неформального общения. Начать было сложно – и языковая неуверенность, и «у нас это как-то не принято». Переломила себя, рискнула, получилось. Теперь знаю точно – умение и желание общаться с гостями – половина успеха. Там же получила первый опыт организации и проведения больших мероприятий (юбилеи и даже поминальные обеды). Еще утвердилась в желании со временем стать хозяйкой такого же семейного ресторана. Поэтому старалась впитывать все, чем могла со мной поделиться фрау Хайди.

Окончание института было уже очень близко, поэтому тогда же попыталась найти в Австрии возможное место для будущего трудоустройства. К сожалению, существуют особенности получения рабочей визы для граждан России. Это стало основным препятствием. И все-таки неудачей это не считаю. Получила опыт собеседования с возможными работодателями, массу полезной информации и, что совершенно бесценно, контакты.

Ну, вот и диплом на руках. И я, такая умная, красивая, амбициозная. Вообще-то меня должны были прямо с порога института рвать на части, приглашать на самые высокооплачиваемые должности в самые престижные отели и рестораны. Увы. Устроилась администратором в суши-бар. Никому (ни хозяевам, ни сотрудникам) оказался не нужен ни мой опыт, ни мое желание что-то улучшить, ни моя работоспособность - я тогда могла на одном энтузиазме свернуть горы. А попытка повесить на меня украденные другим администратором 20 000 рублей стала последней каплей. Я ушла. И вот здесь тревога, сомнения, неуверенность, опустошенность. Как будто потеряла что-то очень важное. Я не понимала, чем мне заняться. Пока до меня не дошло – я все еще люблю то, что делала. И я начала все с начала. Тогда я еще этого не понимала, но оказалось, что эта моя неустроенность может быть было лучшим, что могло произойти со мной. Груз успеха снова сменился легкостью новичка, менее уверенном во всем. Это позволило мне вступить в один из самых продуктивных периодов моей жизни. За 3 месяца после окончания института я отправила в различные компании, отели, рестораны несколько сотен своих резюме. Собеседования по телефону чаще всего проходили в самой некомфортной обстановке: в очереди в магазине, в кафе, на улице, в маршрутке. Однажды звонок раздался поздним вечером. Спросонья не поняла, кто это  быстро говорит по-немецки, и положила трубку… В течение следующих трех лет я работала в одной из крупнейших мировых компаний – Kempinski. Я уверена, что ничего этого не случилось бы, если бы я смирилась с ситуацией, если бы не было разочарований и неудач. У этой пилюли был ужасный вкус, но мне кажется, она была нужна пациенту. Иногда жизнь бьет вас кирпичом по голове. Не теряйте веры. Я убеждена – единственное, что позволило идти дальше — это любовь к тому, что я делаю.

А моя работа в Kempinski – это уже моя любовь.

Третья история – о настоящем и будущем.

Она еще пишется. Пока в ней три страницы. Первая – Grand Hotel Kempinski Black Sea (Геленджик), вторая – День карьеры Kempinski в Мюнхене, и третья – Kempinski Grand Ixir Hotel City Center Bahrain. При устройстве в зарубежные компании нужно быть готовым к тому, что менеджером вас сразу никто не поставит. Я начинала с супервайзера, затем менеджер, потом ассистент менеджера. Я не ошиблась в порядке. Формальное понижение связано с разницей в должностных обязанностях менеджера у нас в России и за рубежом. В Бахрейне круг моих полномочий стал значительно шире: калькуляция, бюджетирование, разработка меню,  промоакции, реклама, тесное сотрудничество со всеми департаментами (в Геленджике этим занимался ассистент F&B-директора). С топ-менеджерами сложились партнерские деловые отношения, благодаря которым оперативно решаются все проблемы, оказывается полноценная поддержка и содействие. Много внимания уделяется обучению персонала. Тренинги, мастер-классы, профессиональные конкурсы. Научилась делегировать полномочия, а не пытаться все сделать и решить сама. Главное ощущение - ощущение команды.

Ну и напоследок позвольте еще один совет. Не стоит жить по принципу Скарлетт О`Хара: «Я подумаю об этом завтра». Подумайте сегодня. И сделайте хотя бы несколько шагов в направлении поставленной цели.